М-60, М-57, М-60
Тип «М» XII серии
фотография:
Подъем ПЛ М-60 типа "М" XII серии. 1951 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".
историческая справка:
1937 год 25 октября
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под литером М-60. Подчинена 24-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1939 год апрель
Подчинена 22-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1939 год 28 августа
Спущена на воду;
1939 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198, г.Николаев);
1939 год 15 ноября
Переименована в М-57;
1939 год 17 ноября
Во время ходовых испытаний в Днепробугском лимане, сошла с фарватера и на скорости хода около 6 узлов села на мелью. Снята с мели буксиром завода им.Марти (завод №198);
1940 год 13 января
Переименована в М-60;
1940 год 31 мая
Вступила в строй;
1940 год 19 июня
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь;
1940 год 23 июля
При выполнении БП в районе №6 на подходах к Севастополю, из-за заводского брака был утерян якорь на глубине 65 м.;
1941 год февраль
Переформирована в состав 7-й ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1941 год июнь - август
К началу ВОВ находилась в гарантийном ремонте на заводе №201 (г.Севастополь);
1941 год 18 августа
Вошла в строй;
1941 год 14 - 21 сентября
Боевой поход. В 12.00 14.9 вышла в район Сулины (позиция №17). 16-19.9 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.08 21.9 вернулась в Балаклаву;
1941 год 2 - 9 октября
Боевой поход. В 11.10 2.10 вышла в район Сулины (позиция №17). 4-7.10 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.42 9.10 вернулась в Балаклаву;
1941 год 27 октября - 13 ноября
Боевой поход. В 15.05 27.10 вышла в район м. Олинька (позиция №19). 29.10-1.11 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.40 3.11 вернулась в Балаклаву;
1941 год 4 - 7 ноября
Перешла в Очемчири;
1941 год 8 - 9 декабря
Перешла в Туапсе;
1941 год 10 - 12 декабря
Перешла в г.Севастополь;
1941 год 30 декабря - 1942 год 5 января
Боевой поход. В 17.55 30.12 вышла на позицию в районе Одессы (позиция №25). 1.1.42г. прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 16.00 4.1 начала возвращение в базу. Днем 5.1 на входе в фарватер Севастополя обстреляна артиллерией
противника и в 19.45 ошвартовалась в г.Севастополь;
1942 год 17 - 19 января
Перешла в Очемчири;
1942 год 5 марта
Перешла в Поти;
1942 год 19 марта
Перешла в Очемчири;
1942 год 24 апреля
Перешла в Поти;
1942 год 25 апреля
Перешла в Очемчири;
1942 год 5 - 6 мая
Перпешла в Геленджик;
1942 год 7 - 15 мая
Боевой поход. В 19.30 7.5 вышла для разведки в район Феодосия - Дальние Камыши. Встреч с кораблями противника не имела. В 12.35 15.5 вернулась в Геленджик;
1942 год 22 - 29 мая
Боевой поход. В 19.55 22.5 вышла для разведки Феодосийского залива. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.12 29.5 вернулась в Геленджик;
1942 год 8 - 9 июня
Перешла в Очемчири;
1942 год 16 - 17 июня
Перешла в Туапсе;
1942 год 21 июня
Перешла в Новороссийск, откуда, после выгрузки боезапаса, должна была принимать участие в снабжении Севастополя;
1942 год 22 июня
В 14.20 во время приема бензина для транспортировки с ТН "Передовик", от искры рубильника произошел взрыв паров бензина, из рубочного люка вырвался большой столб пламени с густым черным дымом. Ваккумуляторном отсеке взрывной волной продавило палубный
настил, на сварке и в 8-ми местах лопнули концы, обгорела деревянная обшивка. Пожар, возникший среди ящиков с минометными минами, был потушен благодаря самоотверженным действиям личного состава. Воентехник 1 ранга Кохин и старшина Глебов вынесли наверх
горящие ящики с минами. 6 человек получили ожоги и ранения (в основном находившиеся в центральном посту);
1942 год 26 - 27 июня
Перешла в Очемчири;
1942 год 27 июня - 4 июля
Прошла аварийный ремонт;
1942 год 14 июля
Перешла в Туапсе;
1942 год 14(15?) - 28 июля
Боевой поход. В 18.13 14.7 (есть упоминания о выходе 15.7) вышла в район Феодосии. 16.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 08.30 27.7 из-за неисправности перископа начала возвращение в базу и 04.00 28.7 прибыла в Очемчири;
1942 год 9 - 10 августа
Перешла в Туапсе;
1942 год 10 - 23 августа
Боевой поход. В 20.56 10.8 вышла в район Феодосии. 11.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 21.8 начала возвращение в базу и в 06.35 23.8 прибыла в Очемчири;
1942 год 13 сентября
Перешла в Поти;
1942 год 16 сентября
Перешла в Очемчири;
1942 год 16 - 2? сентября
Последний боевой поход. В 19.30 16.9 вышла в район Одессы (позиция №41). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Впоследствии было установлено, что 20-22.9 маневрировала в районе Тендеровской косы и 22.9 прибыла на позицию. 23-26.9 в точке
46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д. подорвалась на трубке КА мины UMB румынского заграждения S-33, выставленного румынскими МЗ "Дакия" и "Мурджеску". На ПЛ погибло 22 члена экипажа (8 человек, в т.ч. командир лодки, очевидно сумели выйти из лодки, но погибли в
море);
1942 год октябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;
1948 год
Обнаружена при тралении;
1950 год октябрь
Обследована на дне;
1951 год июль
Поднята, разделана на металл. Это была уникальная операция, требующая длительной и серьезной подготовки, довольно трудная и опасная, т.к. на ПЛ находились боеприпасы. Для подъема ПЛ М-60 и М-33
был создан 429-й отдельный дивизион аварийно-спасательной службы Черноморского флота воинской части 87118 под руководством инженера-капитана 1-го ранга Александра Васильевича Мадеева. Такие же отряды по подъему затонувших судов
работали в Николаеве, Севастополе, Керчи, Новороссийске и других городах. Необходимо было расчищать морское дно для нормального судоходства. Под руководством Мадеева А.В. работало больше ста человек: военнослужащие и вольнонаемные.
И те, и другие приняли присягу о неразглашении сведений об операции. Одним из кораблей, который осуществлял подъем была плавбаза "Севан", которая была накрыта маскировочным тентом. На затонувшие ПЛ первыми спускались водолазы. Им нужно было промыть каналы,
провести в них металлические стропы толщиной в руку. Все работы проводились с большой осторожностью, ведь в ПЛ находились торпеды. Такие же меры преосторожности соблюдались и при их подъеме, который проводился в два приема.
Сначала ПЛ поднимали с глубины 27 метров до 8 метров, а затем уже доводили до надводного положения. Подъемных кранов не было, поднимали лодки почти вручную: восемь матросов с одной стороны работали на лебедке, столько же на другой.
Операции по подъему обоих подводных лодок заняли в общей сложности две недели. Вместе с моряками и военнослужащими находились на ПБ "Севан" и сотрудники КГБ. Они выполняли свою задачу: в поднятых ПЛ разыскивали документы, собирали
останки подводников. Благодаря им удалось установить имена всех погибших подводников и обстоятельства их гибели. ПЛ после подъема отведена в Одессу. Разделана на металл. Останки погибших подводников вначале были захоронены на
Слободском кладбище, а затем с воинскими почестями их перезахоронили в г.Одесса на Аллее Славы в парке им. Т.Г. Шевченко.
По результатам осмотра поднятой ПЛ можно предположить:
"М-60" заняла назначенную позицию почему-то только 22 сентября, хотя по плану она должна была это сделать еще 19 числа. Подрыв произошел днем, в
14.25, во время обеда, когда подводная лодка шла на перископной глубине погружения, правда перископ был опущен. В момент подрыва находившиеся в I отсеке один или два
человека, оглушенные взрывом, сразу бросились во II отсек, даже не пытаясь бороться с хлынувшей водой. Собственно, как показал осмотр, это было бесполезно, так как
пробоины находились в очень труднодоступном месте над торпедным аппаратом. Кроме того, учитывая размеры пробоины и давление напора воды, можно считать, что отсек
затопило за несколько секунд. По-видимому, аварийный инструмент, как и посуда были разбросаны силой взрыва и потоком воды, а клапан подачи воздуха в отсек приоткрыли
уже позже из II отсека. Попытка загерметизировать II отсек путем задраивания двери успехом не увенчалась, так как дверь силой взрыва сорвало с петли и внизу
деформировало (вероятно в момент взрыва она была задраенана на клиновые запоры). Смогли затянуть лишь верхние барашки, при этом нижние клинья упирались в комингс.
Кроме этого, потоком воды увлекло комбинезон, висевший в I отсеке у двери, и он попал между петлями. Короче, поступление воды во второй отсек не прекращалось, а напор
был столь велик, что личный состав перескочил в центральный пост. Однако, должно полагать, предпоследний, выскакивая из отсека, споткнулся о комингс, и упал, причем
его нога оказалась в проеме лаза. Выскочивший за ним уже с потоками воды человек совершенно автоматически захлопнул за собой крышку лаза с такой силой, что она
закрылась на защелку, несмотря на прищемленную ногу товарища. В это время расчет центрального поста пытался всплыть, продувая цистерны главного балласта. Из-за потери
герметичности носовых цистерн, а также затопления носовых отсеков создался значительный дифферент на нос. Все приборы ИСА-М, хранившиеся у носовой переборки,
оказались под водой, которая прибывала через неплотно задраенный лаз. Под водой оказался человек с зажатой ногой и почти весь лаз. Теперь уже нечего было и думать о
герметизации носовой переборки: обтянуть крышку лаза не давала нога, а попытка хоть на мгновение приоткрыть лаз для извлечения ноги неминуемо привела бы к полному
затоплению центрального поста. В этой обстановке кто-то перескочил в IV отсек, а восемь человек приняли решение выброситься на поверхность через рубочный люк с
пузырем воздуха. Надо думать, им это удалось, но все они погибли на поверхности, ведь до берега было 7 миль.
дополнительная информация:
1. Список погибших в боевом походе 09.1942.
командир:
1. Гревцев Г.А. (19.03.1939-29.03.1940), в источнике №10 указывается, что командовал ПЛ М-50, но не сходятся даты передачи командования
2. Кудрявцев (Тряпкин) Б.В. (29.03.1940-09.1942)
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота», Воениздат, Москва, 1974г.
9. Информация с сайта «Кладовая морских и авиационных тайн»
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
13. Жакова Т. "Как поднимали затонувшие субмарины", Вечерняя Одесса, 26.03.2013г.
14. Отчет "Боевая деятельность ПЛ ПЛ 2 БПЛ ЧФ по питанию осажденного и блокированного города Севастополя (с 11.06 по 01.07.1942г)"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020